Предложения по проведению семинаров-тренингов по мониторингу и оценке
для представителей общественных советов
в рамках мероприятий по противодействию коррупции и организации общественного контроля в сфере социальных программ и услуг.

В связи с проводимой в России административной реформой и переходом на программно-целевой метод управления и развития, внедрением механизмов общественного контроля и развитием институтов общественных советов при различных органах исполнительной и законодательной власти различных уровней, в последние годы все больше подчеркивается, что мониторинг и оценка программ, проектов и социальных услуг являются неотъемлемой частью управления, ориентированного на результат. Во многих программных документах отмечается, что оценка должна сыграть важную роль в понимании эффективности и результативности программ, реализуемых на бюджетные средства. Кроме того, общественная экспертиза и оценка являются одним из эффективных инструментов противодействия коррупции.

В сфере управления в последнее время стало уделяться большое внимание вопросам развития социальной ответственности. Программы социального инвестирования и развития отдельных территорий, где успех во многом определяется анализом эффективности их реализации, требуют внедрения в практику стратегического управления территорией аппарата оценки программ.

Повышение роли оценки при разработке программ и их реализации выдвигает новые требования к уровню профессионализма специалистов по оценке. Новые условия также диктуют необходимость расширения круга специалистов по оценке и привлечение экспертов из всех секторов общества.

В связи существующей потребностью в подготовке специалистов в сфере мониторинга и оценки социальных программ, проектов и услуг предлагается проведение цикла обучающих семинаров-тренингов «Школа оценщика».

Цель Школы:

Развитие профессионального потенциала в области оценки социальных проектов и программ в регионе.

Задачи Школы:

Формировать потребность в оценке как антикоррупционном инструменте и инструменте повышения эффективности социальных программ, финансируемых на средства государственного или местного бюджетов.
Повысить квалификацию специалистов, занимающихся оценкой и мониторингом программ, расширить профессиональные контакты между участниками Школы и ознакомить их с российским и международным опытом развития профессионального сообщества специалистов по оценке и мониторингу программ и проектов.

Школа предполагает трёх этапов обучения (семинаров – тренингов):

1. Базовый уровень подготовки – три дня обучения для начинающих специалистов. Оценка рассматривается с точки зрения жизненного цикла проекта, его ключевых этапов и принятия решений на этих этапах. Обсуждаются такие вопросы, как оценка идеи проекта, оценка заявок, мониторинг проекта, промежуточная оценка, финальная оценка, оценка воздействия проекта/программы.

2. Методология оценки – три дня обучения для специалистов, проводящих оценку проектов и программ. Предполагается обучение использованию конкретных технологий и рассмотрения отдельных кейсов в области оценки проектов и программ.

3. Методология оценки – три дня. Оценка с точки зрения заказчика/потребителя оценки – сотрудников государственных структур, коммерческих компаний, фондов развития местных сообществ и др. Применение результатов оценки в практической деятельности.

Формат проведения:

Занятия в рамках каждого семинара-тренинга будут проводиться в группах в течение трех дней. Предполагаются следующие форматы работы: информационные и лекционные блоки, работа с реальными случаями (кейсами), мастер классы, групповые дискуссии, индивидуальная работа, групповые консультации.
В перерывах между тренингами участники будут выполнять самостоятельное домашнее задание по оценке действующих в территории проектов и программ, с последующей презентацией и обсуждением.
Оптимальный формат организации Школы по 1 семинару – тренингу через 1 – 1,5 месяца.

К участию в Школе приглашаются:

специалисты разного уровня подготовки из общественных/некоммерческих организаций, фондов развития местных сообществ, органов власти и государственных/муниципальных учреждений, коммерческих организаций, вузов. Предпочтительно, чтобы участники представляли действующие общественные советы, на базе которых предполагается организация работы по общественному контролю.
Оптимальный размер группы 20 – 25 человек. В случае проведения полного цикла обучения состав группы не должен меняться. Все участники должны принимать участие во всех обучающих мероприятиях. Замены не допускаются.

После проведения полного цикла обучения в рамках Школы, возможно проведение Тренинга для тренеров для наиболее успешных участников. В данном случае в территории  будет подготовлена собственная региональная группа тренеров по обучению мониторингу и оценке.